Для нормальной работы механических систем с вращающимися элементами крайне необходимо удерживать центральную ось в заданном пространственном положении. Чтобы не позволить ей сместиться за допустимые для отклонения границы валы агрегатов фиксируются подшипниковыми узлами, препятствующими перемещениям в любом из радиальных направлений. По принципу действия они делятся на две большие группы, а именно подшипники качения и скольжения, каждая из которых в свою очередь разбивается на разновидности со своими конструктивными особенностями. Для первой характерными рабочими органами являются шарики или ролики, удерживающие их обоймы и вводимые для соблюдения дистанции сепараторы, а во второй присутствуют втулки или вкладыши. Каждая из групп имеет свои преимущества и недостатки относительно другой, поэтому выбор между ними обычно определяется конструктивными особенностями агрегата и условиями его эксплуатации.
Какой бы из вариантов ни был выбран инженером при проектировании, заранее с уверенностью можно утверждать, что деталям подшипникового узла никак не удастся избежать повышенного трения, поэтому для их изготовления лучше всего применять обладающие наименьшей шероховатостью поверхности и высокой износостойкостью материалы. При наличии значительных нагрузок в радиальном направлении и повышающейся до высоких значений температуры без применения жесткого и термостойкого высокопрочного чугуна обойтись при разумных финансовых затратах на нынешнем уровне развития научно-технического прогресса вряд ли получится, но в работающих при меньшей интенсивности узлах становится экономически целесообразным заменять его на капролон.
Технические характеристики капролона
Возможность конкурировать с высокопрочными марками чугуна и стали обусловлена наличием у капролона некоторых необходимых для этого технических характеристик. Вот самые основные из них:
- хорошие антифрикционные показатели и приличная износостойкость способствуют сохранению изначальных размеров деталей и гладкости их поверхности в течение продолжительного эксплуатационного периода;
- материал легко обрабатывается на станках, поэтому получить заданную форму и размеры детали особых трудностей не составляет, включая финишное шлифование и полировку;
- при вращении с невысокими скоростями температура в рабочей зоне вследствие трения не повышается выше пределов, за которыми полиамид начинает утрачивать первоначальные полезные свойства.
Конечно же к замене чугуна или стали на капролон следует относиться осторожно и вдумчиво, так как возможность сэкономить за счет более дешевого материала не всегда оборачивается итоговой выгодой. В то же время, с особой тщательностью стоит рассмотреть случаи, когда подшипники приходится изолировать от воздействия химически активных веществ или электрического напряжения, так как полиамид к ним невосприимчив.